Урок
закрепления изучаемого материала
Структура
урока
Организационный
этап.
Актуализация
субъектного опыта учащихся.
Этап
закрепления знаний.
IV.Этап
информации о домашнем задании.
V.
Подведение итогов.
VI.
Рефлексия.
Ход
урока
I.
Организационный этап.
Добрый
день, ребята! Сегодня у нас урок закрепления
изучаемого материала. Вам предстоит
выполнить несколько упражнений и
заданий.
II.
Актуализация субъектного опыта учащихся.
Тема
урока: «Кислород. Оксиды. Горение».
Цель:
закрепление и осмысление изученных
понятий по теме.
А
какие понятия всплывают при изучении
данной темы? (Примерные ответы уч-ся:
простое, сложное вещество, кислород,
оксиды, горение и т.д.)
Я
предлагаю вам выполнить 1-ое
задание «Давайте познакомимся».
Для этого вам раздали листочки с 25
предложениями. Вы читаете предложения,
и если они подходят к кислороду, то
соответствующую цифру обведите кружочком.
Итак, начали.
В
это время 3 уч-ся работают
у доски (задания по
карточкам).
После
окончания работы учащихся за партами,
демонстрирую правильный ответ в цифровом
варианте. Учащиеся осуществляют
самоконтроль. Затем озвучивают верные
ответы по цепочке.
Проверяем
правильность выполнения заданий уч-ся
у доски.
III.
Этап закрепления знаний.
Перед
вами «волшебный цветок».
На его лепестках изображены формулы
неорганических веществ. Выпишите из
них формулы оксидов и назовите их.
(СО2,
MgCO3,
HNO3,
Na2O,
KNO2,
H2SO4,
SO3,
Ba(OH)2,
SiO2,
P2
O5)
Рис.
1. Игра «Волшебный цветок»
По
желанию уч-ся выходят к доске и записывают
формулы оксидов. Дают им названия.
Остальные
уч-ся работают в тетрадях.
–
По какому признаку вы определили
оксиды?
–
Каким образом можно систематизировать
данные оксиды?
Ребята,
сейчас мы должны разгадать тайну
«магических колец». (к
магнитной доске прикрепляются «магические
кольца»)
I.
II.
III.
Рис. 2.
Игра «Магические кольца»
Впишите
в кольца отсутствующие формулы веществ
с необходимыми индексами и коэффициентами,
составьте уравнения реакций.
Задания
уч-ся выполняют по группам (кто быстрее),
затем озвучивают уравнения химических
реакций.
А
сейчас откройте учебники
и выполните задание 3 стр.
73.
(В-I
C3H8+O2=…,
B-II СS2+O2=…)
Взаимопроверка.
Вслух зачитываются уравнения.
Решите
одну из задач.
■
2. Какая масса кальция потребуется
для взаимодействия с 3 моль кислорода?
▀
3. Составьте и решите задачу,
используя следующие данные:
ν
(Са)= 4 моль, m
(Са) – ?
6 Н2О
=С6Н12О6
«Живое лото».
2-м группам уч-ся предлагаются составить
и озвучить химические реакции (из
отдельных карточек).
6 СО2
+
+ 6О2
– Q
В
среднем 1 га леса за вегетационный период
выделяет 5 т кислорода, поглощает 6-7 т
углекислого газа. Но в связи с загрязнением
воздуха и большими темпами потребления
кислорода возобновление кислорода
отстаёт от использования. Следует больше
сажать зелёных насаждений.
2 С2Н2
+ 5 О2
= 4 СО2
+ 2 Н2О
+ Q
– Где
используется эта реакция?
«Автобус».
Каждый
ряд – это автобус, в котором уч-ся 1-го
варианта – пассажиры, 2-го – кондукторы.
Кондукторы
проводят контроль знаний, предлагая
пассажирам, постоянно находящимся в
движении, соответствующие задания (на
карточках). После завершения работы
одной пары все пассажиры по сигналу
учителя делают шаг вперёд по маршруту.
Тестирование.
По окончании тестирования показываю
верные ответы в цифробуквенном
изображении. Об итогах тестирования
уч-ся сигнализируют, поднимая по просьбе
учителя карточки разного цвета: если
их рейтинг соответствует 5 баллов –
красные, 4 – зелёные, 3 – жёлтые.
Эксперимент.
Перед вами процесс горения свечи. Что
вы можете сказать о строении пламени?
Чем отличаются зоны пламени?
(экспериментальное подтверждение
ответа: спичка загорается быстрее во
внешней зоне пламени).
–
Почему средняя часть пламени
ярко светится?
–
О чём это говорит? (Фарфоровая
чашка вносится в среднюю часть пламени
и покрывается копотью).
Вещество,
содержащееся в воздухе крупных городов
в виде частиц копоти и сажи, и вещество,
присутствующее в средней части пламени,
придающее пламени красоту и жизнь, –
одно и тоже. Как прекрасен этот процесс,
при котором такое невзрачное вещество,
как уголь, делается таким сияющим!
Что
же такое реакция горения?
Опыт:
нальём в фарфоровую чашку немного
спирта, подожжем его, а затем плотно
прикроем листом картона.
Вопрос:
почему пламя гаснет, а бумага не горит?
Каждому виду
реакции (медленное окисление, горение,
взрыв) соответствует свой рисунок. Чем
эти реакции отличаются друг от друга?
Сравнение
процессов горения и дыхания.
Для
горения свечи, так же как и для дыхания,
необходим кислород и образуются те же
продукты реакции: СО2,
Н2О+Q.
При окислении пищи в организме также
выделяется энергия.
Проверка
дом. задания (стр.84, зад.3). Итак, на какой
путь у вас хватит энергии, если вы выпили
стакан чая с двумя чайными ложками
сахара?
IV.Этап
информации о домашнем задании.
Творческие
задания:
В-I.
Найти в каких-либо печатных изданиях
(газетах, журналах, книгах) сообщение
об экологических проблемах. Составить
краткий реферат или аннотацию прочитанного.
В-II.
Зад.3, стр.95.
Зад.
5, стр.84, зад. 4, стр.84. Повт. § 4.8, 4.10, 4.11.
(сильным уч-ся).
V.
Подведение итогов.
Оценка
деятельности класса.
VI.
Рефлексия.
Пришлите
мне SMS-ку.
SMS
Спасибо за….
Я узнал…
Хорошо, что…
Мне понравилось…
Наконец-то…
Меня удивило…
Урок я
хочу закончить словами великого
английского учёного Майкла Фарадея,
исследовавшего явления, связанные с
горением свечи: «Я могу только выразить
вам своё пожелание, чтобы вы могли с
честью выдержать сравнение со свечой,
т.е. могли бы быть светочем для окружающих,
и чтобы во всех ваших действиях вы
подражали красоте пламени, честно и
производственно выполняя свой долг
перед человечеством».
Вариант
1.
Тест
по теме:
«Кислород. Оксиды. Горение»
В
кислороде горят оба вещества:
С и
Mg
CO2
и Р
Н3О
и Сl2
MgO
и Fe
Кислород
можно распознать
лакмусом;
по
запаху;
известковой
водой;
тлеющей
лучинкой.
При взаимодействии
1 моль азота и 1 моль кислорода поглотилось
180 кДж теплоты. Термохимическое уравнение
этой реакции
N
+ O = NO + 180 кДж
N
+ O = NO –
180 кДж
N2
+ O2
= 2NO
+ 180 кДж
N2
+ O2
= 2NO
–
180 кДж
Больше всего
в воздухе содержится
а) кислорода;
б) углекислого газа;
в) азота;
г) инертных газов.
Уравнением
реакции горения не является:
а)
СаО + SO2
= CaSO3
б) С
+ О2 = СО2
в) S
+ О2 = SO2
г)
2Н2S
+ 3O2
= 2H2O
+ 2SO2
Вариант
2.
Тест
по теме:
«Кислород. Оксиды. Горение»
Из
перечисленных веществ сложным не
является
а)
кислород;
б)
вода;
в)
сульфид железа;
г)
поваренная соль.
Кислород
может реагировать со всеми веществами
группы:
Cu,
H2,
Fe.
P,
H2,
Mg.
CuO,
Cl2,
H2O.
S,
Au, CO2.
Содержание
кислорода в воздухе составляет (по
объёму)
а)
21%
б)
50%
в)
78%
г)
0,01%.
В схеме реакции
Р + О2 →
Р2О5
поставить коэффициенты
а)
4, 5, 2
б)
2, 1, 1
в)
2, 5, 2
г)
5, 4, 2.
Оксид –
сложное вещество, в состав которого
входит обязательно
а)
хлор;
б)
кислород;
в)
сера;
г)
водород.
Тест
на соответствие – О2
В
промышленности получают из воздуха.
Хорошо
растворим в воде.
Взаимодействует
с простыми и сложными веществами.
Применяют
в качестве топлива.
Сложное
вещество.
При
обычных условиях – бесцветный газ.
Собирают
вытеснением воздуха.
В
природе встречается только в связанном
виде.
Принимает
участие в процессах окисления.
Собирают
в перевёрнутый вверх дном сосуд.
Простое
вещество.
В
лаборатории получают из «марганцовки».
Малорастворим
в воде.
Газ,
имеющий запах.
Разлагается
при нагревании.
Поддерживает
горение.
При
t
= –1830С
превращается в жидкость.
Входит
в состав минералов, горных пород, песка,
воды.
Легче
воздуха.
Получают
из природного газа.
Применяют
для сварки и резки металлов, материалов.
При
обычных условиях – жидкость.
Входит
в состав воздуха.
Собирают
в сосуд, поставленный на дно.
Необходим
для дыхания.
Карточка
№1.
Написать уравнения реакций
кислорода с
а) метаном, используя схему
СН4+О2→
СО2+ ?
б) С6Н14
Карточка
№2.
По
термохимическому уравнению С + О2
= СО2
+ 394 кДж рассчитайте сколько сгорело
угля, если при этом выделилось 33520 кДж
теплоты.
Карточка
№3.
Какая
масса лития потребуется для взаимодействия
с 2 моль кислорода? Показать алгоритм
решения.
|